Сайт для родителей Мамам и Папам - вернуться на главную страницу сайта  
 

 

 

 






 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Ирина
 

что Вы, уважаемые коллеги, думаете на эту тему? советуются ли с Вами родители, решившие отдать своего ребенка (часто ребенка с более тяжелым нарушением речи, чем ФФНР) изучать иностранный язык по принципу: "русский не знает, может, хоть по-английски заговорит" :-D?

как грамотно объяснить родителям и руководству массового сада, что ребенку с ТНР вредят занятия иностранным языком?

а может идут во благо?

вообщем, что Вы думаете?


Марина
 

Очень хорошая тема, я бы сказала, злободневная. Вопрос объяснения родителям - очень напряжённый. Мы, конечно, понимаем, что только "здоровый" мозг может сформировать дые параллельные кодирующие системы (усвоение двух языков). Чаще всего наши (речевые) дети подверглись ранее внутриутробно, во время родов или постнатально кокой-либо губительной агрессии на мозг. Результат отразился в процессе формирования речи - задержки и патологическое формирование речи как системы. Нужно объяснять родителям положение дел с позиции желания помочь. Кстати, если бы они взялись за изучение японского или китайского, да ещё и с опорой на иерографическую письменность, может быть, достигли бы желаемого (это мой взгляд теоретический).


Марина
 

Английский же язык сродни русскому - почти такой же аналитико-синтетический. Зачем усугублять положение с родным языком? Если уж он не усвоился в полной мере, при "полном погружении", для усвоения которого сейчас уже требуются не естественный ход, а специальные приёмы, то что же будет после вторжения второго языка? Я при разговоре с родителями в подобной ситуации упоминаю прогнозы на письменную речь в школьном возрасте и как много дисграфии в англоязычных  странах. Жалко, что не все специалисты (я имею ввиду учителей ин.языка и руководителей д/садов забывают принцип педагогики - НЕ НАВРЕДИ!). Но мы - на то и дефектологи (Лариса Степановна Волкова нам, логопедам, об этом напоминала), чтобы не допустить вреда.


Лилли
 

Могу сказать на своем опыте больше как педагог, работающий с детьми, растущими за границей и тем самым естественным образом подверженным двум языкам. Не каждому ребенку это дано!!!! Об этом говорю и с португальскими и с русскими и с итальянскими родителями. Результат на лицо, когда дети в школе во втором классе не могут правильно написать пару немецких простых слов.

Конечно это все хорошо, тем более есть данные исследований, чем раньше начать изучение второго "родного" языка, тем это лучше, но если уж первый язык не совсем родной, так что же говорить о втором. А тупо заучивать слова- не дает никакого результата, если только родителям, чтобы они могли потом сказать, что их ребенок занет, как по английски машина.

Я все больше убеждаюсь, и согласна с Мариной, что речь - это мозговая,и еще какая!, деятельность. Это не занчит, что дети с отставаниями в речевом развитии - дебилы, но и не надо из каждого вундеркинда делать (у них тоже куча проблем!).


Лариса
 

изучение иностранного языка детьми без нарушений речи хорошо, если
это происходит в языковой среде или с грамотным педагогом, а не
пришедшими подзаработать халтурщиками, не обращающими внимание на
произношение


при межзубном сигматизме не
рекомендовалось (нас так учили) изучение английского до полного исправления, и
опять же, потом лучше было попасть сразу в руки грамотного педагога,
который с первых занятий даёт фонетическую зарядку, типа

"This is the season...", когда идёт чередование межзубного и зазубного положения


Лариса
 

при системном нарушении, когда у ребёнка затруднено усвоение родного
языка, а приходится общаться еще и на других языках, речь ребёнка
превращается в такую бессмысленную кашу из несвязанных грамматически
обрывков разноязычных слов, что даже начав читать и писать, ребёнок
разговаривает на всех языках набором слов - как плохо знающий язык
иностранец - и на родном тоже


у меня такой мальчик есть: родился в Израиле, семья русскоязычная, садик украинский с 4 лет, лог. группа, школа - укр по желанию родителей, дома говорят на русском, уже научился читать, писать, все звуки автоматизированы, а были ну, наверно, все искажены, вплоть до гласных; ничего не слышал (не умел слушать), бессмысленный набор обрывков слов, быстрая речь взахлёб, желание говорить огромное, но никто не понимал, ко мне в поликлинику пришли после года лог. группы, потом вели его параллельно, сейчас в 1 классе, занимается только со мной. Прогресс есть, один из лучших учеников в классе, но самостоятельная речь ещё полна ошибок.


Ирина
 

и у меня такой ребенок. его без перевода даже мама не понимает. и уверяет всех, что английский ему очень нужен. :-S   спасибо всем откликнувшимся, особенно Марине за аргументированный ответ.

а своих детей (верю, что речь Вы им исправили до того) с какого возраста отдали учить иностранный язык? и какой язык они учат?

у моего ребенка (проблем с речью нет) в саду английский с 3 лет (ребенку 3,5 года). ему очень нравится, а мне нравится то, что он благодаря этим занятиям стал интересоваться словом и его значением на любом языке. например, считает по-английски до 10, соотносит с русским счетом и выводит закономерности, типа "one" - один, добавляет еще один предмет, снова считает, "one, two" - пересчитывает по-русски и сообщает, что  "two" - это два. а потом еще с цифрами соотносит (которые мы, кстати, по этажам в лифте выучили ;-))

наверно, при нормальном речевом развитии раннее обучение, в том числе иностранным языкам, дает благоприятные посевы. (Y)


Марина
 

Я знаю, что два языка могут параллельно благоприятно развиваться при условиях:

1. Аобсолютно здоровый мозг, без сомнений на повреждение и коры и подкорки (не путать с умственной отсталостью!).

2. Источниками получения знаний являются разные субъекты (например, с мамой по-русски, с папой - по азербайджански или дома - на русском, в саду - на английском; нельзя одному источнику смешивать языки при общении).

3. У ребёнка не должно быть признаков левшества.

При совпадении этих трёх условий языки формируются без задержек, не вредя друг другу.


Марина
 

Своих детей я учила (не я, конечно, а специалисты-учителя английского) с 6 лет. Дочка выбрала языки своей специальностью - она студентка университета факультета иностранных языков, учит итальянский, английский, немкцкий, а сын пока в 9-м классе, но спц.английской школы. Есть одно НО. Оно очень принцииальное и сознательно мною применённое к собственным детям: они закончили музыкальную школу. УБЕЖДЕНА, что только языками детёнышей душить нельзя. Изучение языков - деятельность левого полушария. Помните, развивая левое, только левое и развивается (без особых успехов),а развивая правое, мы питаем весь мозг!


Лариса
 

моя дочь до школы дополнительно не занималась с препод. иностр. яз, только ходила в изостудию, потому что очень любила рисовать и лепить;

родной язык рус, дома говорим только на рус, она и не воспринимает от меня укр, а с укр друзьями, в универе - на укр;

речевых нарушений не было, садик укр, училась в англ. спец. школе(укр) до 7 кл, потом в гимназии(укр), после 10 кл в лицее в Польше с преподаванием на английском, англ и польский  - свободно устно и письменно

да, как написала Марина, англ тоже не был самоцелью: была и муз школа по классу флейты , и теннис в нач классах без цели стать спортсменкой, для себя

тоже считаю, что должно быть чёткое разграничение, кто на каком языке разговаривает, для нас этот вопрос очень актуален, потому что много детей с нарушениями речи из двуязычных семей, и приходится искать компромиссное решение


Ольга
 

Марине Проскуриной.

Читаю Ваши сообщения в двух группах на Одноклассниках. Вижу, что вы профессионал с большой буквы. Даете очень много дельных советов, грамотно сформулированных и аргументированных.

Одно из последних Ваших сообщений в данной теме меня немного по-доброму насмешило.

Цитирую: "Есть одно НО. Оно очень принцииальное и сознательно мною применённое к собственным детям: они закончили музыкальную школу. УБЕЖДЕНА, что только языками детёнышей душить нельзя."

Это к вопросу о том, что цитату, вырванную из контекста, можно интерпретировать как кому удобно.

Бедные детеныши. Вы их не только языками душили, но еще и музыкальной школой! (fr) Шучу. Мысль Ваша понятна и я с ней абсолютно согласна, просто высказывание получилось, правда, немного веселое со стороны.


Ольга
 

Продолжаю. Это противное ограничение количества знаков в Одноклассниках не дает разгуляться любителям эпистолярного жанра.

Мое  чадо в свое время музыкалкой душиться не захотело. Ходили несколько лет с садика на музыкально-эстетическое отделение.  Пока было все легко и весело, ходила, а потом как-то раз  запротестовала и наотрез. Я не стала настаивать, т.к. у самой была мечта детства бросить эту музыкалку. (fr)  Но мне не дали в свое время.

С языком (английским) опыт тоже был. Не скажу, что он у нас просто блеск, но знания есть и стремление к совершенствованию, уже сознательное (дочь - студентка).

В общем, с музыкалкой вышло не очень, зато потом она сама для себя выбрала театральную студию и вот туда ходила с удовольствием, закончила. Правда сам руководитель этой студии как профессионал намного слабее, чем преподаватели из музыкальной, но вот моему ребенку это оказалось больше по душе.


Марина
 

А я и старалась рассмешить. Когда разговор переходит на своих детей, не хочется говорить профессионально. Из группы другой я вышла - скучно с играющими.


Марина
 

Оля, цель занятий музыкальной школы - не профессионалов из детей сделать, а всего лишь завести пусковой механизм для успешного обучения всему остальному. Питание правого полушария, более древнего филогенетически, очень важно для любого ребёнка, вашей это тоже помогло. А то, что они у меня закончили музыкалку, это мой личный подвиг, а им урок - всё начатое нужно завершать. Я очень категорична, это не всегда хорошо.


Лариса
 

Всё начатое нужно завершать - я тоже на этом настаивала, и с музыкалкой был момент, когда дочь вдруг захотела броситьили перейти на другой инструмент, в классе 4-м уже, тогда я и поставила условие: окончить, и тогда уже можно начать заниматься другим, если не передумает, в результате после окончания музыкалки она сама попросила продолжить занятия по специальности ещё на год  - вот такой парадокс. Сложно угадать, во вред такая категоричность или на пользу. Но считаю, перейдя экватор, поздно возвращаться - лучше идти вперёд.



1 2


 

Журнал для родителей Мамам и Папам